В Саратове прошел фестиваль визуального искусства «Смешанный лес»
Интернет журнал «Вождь»
Новости от 30.07.2013
Автор: Анна Кондратьева
Оригинал статьи на сайте: http://vozhd.info/photo_stories/v-saratove-proshel-festival-vizualnogo-iskusstva-smeshannyy-les
Лесной акционизм, или как смешивали и закапывали современное искусство
28 июля на Соколовой горе прошла однодневная выставка «Смешанный лес«, ставшая для саратовской аудитории своеобразным экспериментом. Не было практически никакой предварительной информации о мероприятии, художникам была предоставлена полная свобода выбора произведений, и завершение выставки было весьма нетипичным – работы, как и анонсировалось, были закопаны в землю.
В выставке приняли участие 13 художников разных направлений – были представлены объекты, графика, фотографии. Граффити-художники Евгений Мулук, Павел Фрид и Антон Hosi создавали свои работы прямо на глазах у зрителей. Группа REPA представила два объекта «Несварение Нефертити» и «Воспаление Венеры», подготовленные специально для выставки. По словам участниц группы, при создании работ они шли от обратного, думая о том, что чаще всего выкапывают из земли, если речь идет о музейных экспонатах. Выбраны были скульптуры, потому что они сохраняются дольше, и украшения, как в работе Digitalina. Связывает работы художниц общая черта, свойственная нашему времени – гламуризация. Таким образом, они представили свой вариант археологической находки ХХ века, отражающей текущую ситуацию в искусстве и массовой культуре.
Организатор «Смешанного леса» Наталья Курилова рассказала, что ставила перед собой 3 вопроса, ответить на которые и должна была выставка.
Первый вопрос о роли куратора в современном искусстве. «Смешанный лес» не предполагал куратора как такового. Наталья и Александр выбрали место и время выставки и лишь сообщили о ней всем желающим. То есть не было никакого предварительного выбора работ, всех участников сами организаторы узнали лишь на месте. Выставка не подразумевала почти никакого промоушена – только выложенный организаторами анонс vkontakte, содержащий логотип и информацию типа «что-где-когда». Многие из пришедших даже не были уверены, что работы действительно будут закопаны.
Второй вопрос – роль художника в современном художественном процессе. Почему каждый куратор считает, что именно он вправе выбирать, что хорошо, а что нет? Что достойно быть выставленным, а что будет ждать следующего прилива интереса к конкретному художнику или течению? На этот раз организаторы предоставили художником самим выбрать работы, при этом никакой цензуры не было. Поэтому общей концепции выставки не предусматривалось, объединял лишь лес и сама идея свободного выставочного пространства, открытого для всех желающих.
И третий, пожалуй, самый актуальный для нас, саратовских любителей contemporary art’a, вопрос. Есть ли современное искусство в Саратове? И будет ли когда-нибудь? Что нужно для формирования благоприятной среды? Только ответив на эти вопросы, мы сможем понять, как развивать современное искусство в городе и предотвратить массовую и, в большинстве случаев, вынужденную миграцию художников из города.
Куратор Наталья Курилова так высказалась о цели выставки:
«Метафора нашего действия предельно проста. Сохранить, спрятать искусство как что-то волшебное, как секретики из детства. Еще – посадить, чтобы проросло что-то новое, чтобы пошли побеги, чтобы оно разрасталось лесом. Пусть даже придется подождать не год и не два».