С 24 октября по 7 ноября группа РЕПА принимала участие в выставке «И-искусство. Ф-феминизм. Актуальный словарь».
Место проведения: Москва, НИИ ДАР, галерея ISS MAG, галерея СИ.
Куратор — Ильмира Болотян.
Организаторы — Микаэла, Марина Винник.
«Выставка «И-искусство. Ф-феминизм. Актуальный словарь» — это эксперимент по созданию словаря, осмысляющего отношения искусства, феминизма, общества, критики и практики. Это исследовательский проект, который, с одной стороны, знакомит зрителя с гендерной и социальной терминологией феминизма, с другой – демонстрирует различные стратегии художниц и художников, обращающихся к данному дискурсу, показывает, что феминизм – это скорее стратегия солидарности, чем сепаратизма.» (из организаторского текста к выставке).
Всем участниками предоставилась возможность написать общий словарь терминов, связанных или затрагивающих те или иные вопросы феминистского дискурса и проиллюстрировать выбранный термин своими работами.
Мы взяли два термина: «Массмедиа» и «Мыльная опера», и представили на выставке работу «Санта-Барбара» из серии «Массмедиакульт»
«Массмедиа» – понятие, объединяющее различные средства коммуникации, которые выступают в роли источников информации и новостей, распространяемых с очень большой скоростью за очень короткие периоды времени и достигающих таким образом огромного количества людей одновременно. Современные масс-медиа играют ведущую роль не только в распространении новостей и фактов, но и в создании современного образа реальности, их влияние сравнимо с ролью церковных институций в минувшие века. Несмотря на растущую в двадцать первом веке популярность Интернета, масс-медиа века двадцатого – телевидение – до сих пор является для большой массы людей источником непреложной истины, догмата, которому верят без доказательств и сомнений, каноном, по которому строят свою собственную жизнь.
Феминистская критика предлагает медиарефлексию, помогающую осознать манипуляции и искажения, транслируемые телевидением, а также – альтернативные медиа (такие, как феминистские паблики, сообщества и видео-каналы в интернете, печатная продукция и др.)».
«Мыльная опера» — сентиментальный, мелодраматичный телевизионный сериал, обычно закрученный вокруг межличностных взаимоотношений и романтических историй большой группы персонажей, пик популярности которого пришелся в России на 90-е годы. Своим названием «мыльные оперы» обязаны рекламе мыловаренных компаний, которые спонсировали появление первых представителей жанра на телевидении. Иконой жанра «мыльной оперы», безусловно, остается многочасовая эпопея «Санта-Барбара».
Как самое эффективное сегодня средство массовой пропаганды, для многих людей телевидение было и до сих пор остается источником непреложной истины, догмата, которому верят без доказательств и сомнений, каноном, по которому строят свою собственную жизнь.
«Мыльные оперы» традиционно считаются сугубо «женским» жанром и сложно оценить реальную степень его влияния на сознание миллионов телезрительниц. Просмотр любимого сериала для многих женщин превращается в настоящий ритуал, а музыка первоначальной заставки звучит, как первые ноты органа во время церковной службы. Степень увлеченности судьбой любимых персонажей подчас сравнима с религиозным фанатизмом. Рождение нового сериала или нового героя становится событием поистине «библейского» масштаба.
Повальное и часто доходящее до крайностей увлечение женщин подобными сериалами в целом принимается обществом и не считается проблемным явлением. Принято считать, что жизнь женщины слишком переполнена бытовыми проблемами, работой по дому, «рутинными» занятиями с детьми и не идёт ни в какое сравнение с жизнью героев сериала. Поэтому просмотр «мыльной оперы», где герои куда более состоятельны и не обременены повседневными заботами (или в итоге чудесным образом от них избавляются, как Золушка в сказке), призван подарить такой женщине «минуту отдыха» и приятные эмоции — такие недоступные ей в «обычной жизни»…
Но когда упрощенные и гипертрофированные модели эмоциональной жизни героев становятся примером и образцом для телезрительниц, они же превращаются в источник недовольства собой и «реальной» жизнью, которая не соответствует эмоциональному накалу любимого сериала. Мерилом всех вещей становится недостижимая концентрация страстей, которая заранее обрекает на провал любые попытки изменить свою жизнь к лучшему.
Фотографии с открытия выставки. 24.10.2015
24 декабря 2015 года состоялась презентация каталога выставки, который представляет собой словарь, в который вошли словарные статьи и фотографии работ, а так же другие материалы по теме. (фотография Ильмиры Болотян)