Художественное хулиганство
Саратовская областная газета
№ 116 (2810) от 20 июля 2011
Автор: Евгений Трухачев
Оригинал статьи на сайте: http://www.gazeta64.ru/razdely/kultura/991-2011-07-20-05-22-13
Скачать весь номер в pdf: http://www.gazeta64.ru/skachat-nomer-v-pdf/2011?download=8:116-za-20-iyulya&start=100
В четвертый раз в Саратове состоялся «Завод» – культурное действо, объединяющее неформальные течения искусства, которым не нашлось место в музеях и галереях. Все начиналось с разовой художественной акции, которая состоялась в 2008 году на заводе «Стекломонтаж» и потом стала повторяться ежегодно, приобретя статус фестиваля современного искусства. В этом году «Завод» был посвящен космической теме, а площадкой для него стал заброшенный цех завода «Нефтемаш» на пересечении Университетской и Большой Казачьей.
В общем-то у «Завода» уже сложились свое лицо и постоянный состав участников. Идея состоит в том, что объектом искусства может стать все что угодно – от рисунков мелом на асфальте до дырявой калоши. Вот и на этот раз с подбором материала авторы инсталляций и арт-объектов долго не мучились. Например, Николай Аржанов собрал свою композицию из ржавой клетки, пяти молочных бутылок, теннисного мяча, песка и пачки «Беломорканала». Назвал ее «Ностальгией по детству». Другой известный саратовский экспериментатор в искусстве, Дмитрий Гущин, соорудил объект в виде кучи мятой бумаги, из которой на зрителя смотрели огромные глаза со спрятанных внутри мониторов ноутбуков. Можно было даже сфотографировать свой глаз и «посмотреть на себя со стороны» – изнутри этого странного объекта.
Монументальную инсталляцию сделал для фестиваля Илья Жуков. Из массивных кусков пенопласта он изваял инопланетный пейзаж с приземлившимся на нем космическим аппаратом, роль которого исполнила вертолетная турбина, купленная где-то на свалке металлолома. Илья занимается живописью в стиле поп-арта, а участие в «Заводе» для него – художественное хулиганство. Пенопласт – самый удобный материал, из которого можно сделать фантастические очертания чужой планеты. «Эта инсталляция сделана для сумерек. Все детали покрыты специальной люминесцентной краской, которая будет светиться в ультрафиолете, – рассказал Жуков. – Я старался сделать нечто похожее на столичные выставки, вроде «Винзавода», где все чисто, где используются световые эффекты».
Тут как на всяком заводе силен дух коллективизма, многие художники работают не в одиночку, а группами. В Саратове появляются новые творческие объединения, которые занимаются современным искусством, а попутно продают прикладные вещицы и сувениры (так называемый хэнд-мейд). Деньги от продажи хэнд-мейда могут пойти на реализацию какого-нибудь арт-проекта. Не так давно созданное творческое объединение REPA представило на «Космозаводе» свой первый проект – карту мира, сделанную из различных вещей, которые символизируют каждую страну, то, что в массовом сознании та производит и какие отходы от производства получаются. На месте Европы, к примеру, чередуются маленькие репродукции мировых шедевров искусства и мешочки с мусором. Россия на этой карте выложена деревянными колечками. Это символы богатств, которые безжалостно распиливаются. Как рассказала нам член арт-группы Анастасия Колесникова, карта – не просто необычная мозаика, она поднимает множество вопросов и открывает глаза на вопиющие глобальные проблемы. Для пущей показательности у карты есть легенда, в которой приведены любопытные данные статистики. Знаете ли вы, что для того, чтобы накормить голодающие страны третьего мира, нужно 13 миллиардов долларов – столько же, сколько развитые страны ежегодно тратят на парфюмерию?
Помимо безмолвного созерцания чужого творчества можно было самому принять участие в раскраске фургончика «Фольксваген» или украсить стены граффити, стать моделью для мастера боди-арта, посмотреть видеоролики или послушать саратовских рок-исполнителей и поэтов. Руководитель «Завода» Игорь Гришин шутит, что фестиваль можно уже считать международным: свои фотографии на выставку дала координатор культурных проектов «Альянс Франсез» в Саратове Люси Ле Флок. Узнав о таком проекте, московский художник Михаил Погарский, не так давно открывавший в доме Павла Кузнецова выставку «Жизнь и смерть», тоже захотел принять участие и прислал серию коллажей под названием «Сетевые нас-влекомые».
«Заводу» есть куда расти и где строиться, пока есть заброшенные заводы и свежие головы.