Арт-группа REPA выступила в рамках проекта ARTWEEKEND
Информационный портал города Саратова «www.gorod-c.ru»
Новости от 02.09.2011
Автор: Андрей Щетинин
Оригинал статьи на сайте: http://www.gorod-c.ru/news/2681/
Вокруг настоящий хаос. Огненно- красный закат, мимо пролетают пакеты, бутылки, бумага. Нечем дышать. Изнеможенные люди стоят в длинной очереди у автомата с чистым воздухом. Пыль, выжженная земля, на которой уже ничего не растет. Птиц нет, животных тоже. Страх, голод, безысходность. А теперь откройте глаза. Это был всего лишь сон. Страшный сон, потому что уж очень реальный.
Первое сентября пришло внезапно. Не то чтобы я не следила за календарем, но морально к осени я совсем еще не готова, хоть и люблю ее больше всего. Школа закончилась, первый курс тоже, а вместе с этим и все прелести первого дня чудной поры. Видимо, для таких как я, именно первого сентября стартовал проект ARTWEEKEND Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева. В 11 корпусе СГТУ открылся оригинальный фестиваль молодых креативных людей, который продлится до 5 сентября.
В 10 утра должно было пройти официальное открытие. То ли я потерялась в пространстве, то ли мои часы снова обманули, но на это мероприятие я не попала. Зато в 11 часов интуиция меня привела в 401 аудиторию на презентацию проекта « ИНСОПОНЕКА» арт- группы REPA. Алина Белоусова, Ирина Федорова, Анастасия Колесникова и Александр Тугарин сумели создать уникальную ИНдустриально-СОциально-ПОлитически НЕкорректная Карту мира, которая показывает современную картину глобальных проблем и поднимает важные социальные и политические вопросы. Наглядная карта мира, состоящая из легко угадываемых символов, заставляющая забыть на время о планах на вечер и задуматься о действительно важных вопросах.
Алина Белоусова: «Идея возникла у меня, потому что я делала украшения своими руками. У меня было колье « Япония», сделанное из микросхем. В какой-то момент я подумала, что было бы здорово изобразить другие страны через характерные для них вещи. Года полтора эта идея бродила, потом мы объединились и решили, что нужно делать. Долго собирали информацию по интернету, около полугода. Потом набросали план и начали собирать необходимый материал. Воплотили разработанную идею в жизнь за две недели.»
Большое количество мусорных пакетов, поп- корн, ракеты и даже черные кости.
Россия на этой оригинальной карте в основном представлена деревянными пеньками, между которыми виднеются пилы и нефть. На первый взгляд, все понятно: показаны российские природные ресурсы, наиболее востребованные на мировом рынке. Канада так же является поставщиком древесины, но здесь она изображена в виде ламината. А почему? Да потому что в России, в отличие от канадских друзей, заготовка сырья происходит в огромных масштабах, всё делается нецелесообразно и грубо.
Ребята хотели сказать, что в нашей стране потребительское отношение ко всему, и в первую очередь к своим полезным ископаемым, которые когда-то обязательно закончатся. Не надо тешить себя надеждами, что нефть будет фонтанировать вечно, а вместо срубленного дерева сразу вырастит новое.
Меня всегда удивляло, как маленькая Япония за 50 лет превратилась в передовую державу, не обладая ни большой территорией, ни природными запасами. В России все вроде есть, но тем не менее ничего в мировых масштабах она не создает. Мы едва научились продавать то, что, собственно, и не нам принадлежит.
Очередной знак, заставляющий задуматься — небольшие пилы. Пилы- коррупционеры, которые распиливают страну на части, которые тормозят развитие и составляют угрозу всей нации. Как так вышло, что этот многовековой недуг никак нельзя выкорчевать. Смотрю телевизор, читаю газеты. Вроде что-то делается, пытаются бороться, но эти меры не затрагивают необходимых размеров. Поэтому до сих пор страна продолжает сидеть в социально- политическом болоте
Угадывается еще один символ — деревянная Россия, а вместе с этим деревянное мышление. « Пеньками легко управлять»,- сказал кто-то из зала и попал в точку. Тотальная проблема состоит в том, что мы не верим в свои силы, в возможность что-то изменить. Не удивительно, что в Америке одна из самых популярных шуток о РФ это: «В России не человек управляет машиной, а машина управляет человеком».Пока не изменится модель мышления, мало что будет кардинально меняться в жизни страны и людей.
Вот к таким тяжелым выводам пришли и зрители, и участники арт- проекта. Встреча проходила в формате общения, поэтому высказать свое мнение и виденье действительности мог каждый желающий.
«Почему Австралия представлена стейками?»,- прозвучал вопрос. Всё логично: эта страна является одной из самых крупных поставщиков мяса на всемирный рынок. Однако, на каждом кусочке можно заметить небольшой черно- желтый значок. Это предупреждение об опасности. Чтоб не отставать в мясопроизводстве от США, Австралия не брезгует ГМО и другими вредными для человека веществами.
Поразительно, как создатели «ИНСОПОНЕКИ» сумели так точно подобрать изображение для каждой страны. Турция- красивые ткани, Индонезия- резина и ракушки, Япония – микросхемы, Европа- знаменитые картины, Афганистан – конопля, Индия- фальшивые лекарства в виде шахматной доски.
Арт-группа REPA: «С китайцами были проблемы. Изначально была задумка сделать их в виде роботов. Мы долго искали, но роботов подходящих размеров не нашли. В результате купили отличные пластмассовые солдатики, которые изображают серую довольно заурядную массу. Все символы неоднозначны. Банановые республики не только поставляют на мировой рынок бананы. Это отсталые страны во всех отношениях».
На этой карте Америка представлена поп-корном, который разлетается по всему миру. Массовая поп-культура, легкая и хрустящая. Ребята не отрицают, что США создают и качественную культуру, но она рассчитана не на широкие массы. Американский « поп- корн» – уникальное оружие конца 20 века, которое контролирует и формирует молодежь во всем мире. Все эти дешевые сериалы, фильмы, проекты, которые как заразная болезнь передаются от страны к стране. Сегодня книги не популярны, театры тоже, серьезные фильмы тем более. Люди разучились или просто не хотят думать.
Каждый символ содержит в себе не один смысл. Это глубокая карта для думающих людей, как утверждают ее создатели: «Мы хотели заставить задуматься, проанализировать, открыть глаза на некоторые проблемы, которые, как не странно, сегодня просто не осознаются. Здесь есть сухие факты, и в то же время есть подтексты. Это серьезный анализ. Нужно начать с себя. Глупо полагать, что ничего изменить нельзя. Выкинь мусор в специально отведенное для этого место и внеси свой вклад в борьбу за чистоту. Многие сегодня живут с девизом: «После нас хоть потоп».Пока вы не видите последствий, но вскоре нас всех просто завалит мусором.»
Самые актуальные проблемы подняты, наиболее серьезные вопросы рассмотрены.
«ИНСОПОНЕКА» призывает открыть глаза. Карта мира глобальна во всех смыслах. Безусловно, если сегодня внимательно рассмотреть каждую страну, то можно найти массу положительных моментов, которые дают надежду на светлое будущее. В частности все не так плохо, но если оторваться от Земли и взлететь в космос, то там, с огромной высоты, будет, к сожалению, видна удручающая тенденция. Или нет?
Арт- группа REPA приглашает всех желающих 3 сентября в 11- 30 в 11 корпус СГТУ. Там вместе с ребятами можно создать КОМОМИБУ— Коллективную Модель Мира Будущего. Подручные материалы, чистая карта мира и мозговой штурм обеспечены.
Я – оптимистичный пессимист, не лишенный реальных взглядов на ситуацию. Одним словом, дела у нас, ребята, плохи, но есть шанс все изменить. К сожалению, пока в глобальных масштабах это невозможно, но нужно сделать уже сейчас первый шаг, и второй и третий. Если каждый из нас пройдет в борьбе с « глобальным мусором» по 10 километров, то ситуация начнет меняться. Земля надеется на каждого. И пока есть гринпис, арт- группа REPA и другие альтруисты, солнце еще светит, а сон, который нам приснился в самом начале останется лишь устрашающим напоминанием.
Страничка ARTWEEKEND в контакте
http://vkontakte.ru/event29793781
Страничка арт- группы REPA
http://vk.com/repaelitepopart
Авторские украшения из схем от Алины Белоусовой
http://digitalina.ru/