В PERMM показывают немосковскую Россию
Новости Перми PermNews.Ru
Новости от 06.06.2013
Автор: Евгения Князева
Оригинал статьи на сайте: http://www.newsperm.ru/
5 июня в рамках фестиваля «Белые Ночи в Перми» «Культурный альянс» совместно с Музеем современного искусства PERMM представил выставку «Искусство против географии». В ней приняли участие художники, живущие за пределами МКАД, — в Твери, Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти, Саратове, Уфе, Ижевске, Екатеринбурге и, конечно же, Перми.
Примечательный факт: первыми ее увидели москвичи, не выезжая из любимой столицы. Выставка была объявлена как специальный проект 4-й Московской биеннале современного искусства в сентябре 2011 года. Получается, сколько ни говори о децентрализации культурной жизни в России, но «плясать», так или иначе, приходится от центра. От мечты о детском всемогуществе, ностальгировать о котором сегодня так модно. Не случайно один из кураторов выставки, Марат Гельман, начал с воспоминания.
Первую работу в свою коллекцию я купил на 17-й молодежной выставке в 1986 году. Это была последняя выставка, на которой можно было познакомиться с искусством разных городов России. Позже это единое пространство развалилось. Пора его снова собирать, что мы и делаем с Еленой Олейниковой – только на уровне культуры. Поэтому сегодня это не просто выставка, а манифестация идеи. — сказал Марат Гельман.
Несмотря на разность техник и, главное, материалов, с которыми работают художники (трава, мыло, рыбья кожа, сгоревшие спички, гильзы), «прошивают» выставку образы детства: велосипеды разных цветов и конфигураций, Буратино, спасающий мир, игра в пятнашки, пупсы, «Протобарби». Особенно «привлекательными» кажутся куклы-монстры «крайне самовыражающегося творца с окраин Тверского края» ЪЁРРО ЪОГОВа, который называет их «этнотрэшурбанвыродками», «выросшими» то ли из трэш-хоррор фильмов, то ли из японских аниме про покемонов. После «любования» ими хочется пойти и повидаться с «зеленым змием».
Благо, одновременно с «Искусством против географии» открылась выставка работ питерского объединения «PARAZIT», не обошедшая тему пития. Да и зрители не смогли пройти мимо стола, уставленного битыми бутылками из-под «Балтики» и «Жигулей», точнее их «вершками» и «корешками». Стихия молчаливой пьяной деструкции коснулась даже «большой подушки». Её «наказал» Юрий Никифоров. А Владимир Козин дал шанс лампочке, рубашке и чайнику «достигнуть» размеров, каких хочется только в детстве. Дмитрий Петухов и Семен Мотолянец до сих пор отказываются мыть руки и используют хозяйственное мыло не по назначению, хотя и выкладывают из него слово «грязь». И сторожит все это «богатство» монументальная собака на мыльных столпах. Тоска по советскому «прекрасному недалекому» нашла отражение и в мозаике Ивана Тузова «Нинель» (Ленин в легком розовом платье танцует с серпом и молотом в руках), и в пакетах из-под сока «Моя семья» Александра Шишкина-Хокусая, через прорези которых можно подглядеть сценки из жизни коммунальной квартиры.
Но не будем о мелком и непристойном: всех нас учили в детстве, что подглядывать нехорошо. Лучше на входе или выходе из PERMM бросим заинтересованный взгляд на объект ИНСОПОНЕКА (ИНдустриально-СОциально-ПОлитически НЕкорректная КАрта мира). Создавая ее, художники из арт-группы «REPA Elite Pop Art» (Саратов) для каждой страны разработали наборы символов, по которым их можно «опознать в мировом сообществе». Япония и Гонконг, например, выполнены микросхемами, а Россия отмечена черным пятном с кружочками напиленных веток – нефть и дерево. Страны Мексиканского и Персидского заливов тоже выглядят как черные пятна. Афганистан и Туркмения – пакетики с белым порошком и листками конопли… Но все государства объединены одним – мешками с различным мусором. И, по-видимому, он не только в земле, но и в голове.
«Вынести» лишнее можно попытаться, посетив выставки до 23 июня.